Научные статьи

Предпосылкой изучения ритуала в постдраматическом театральном дискурсе послужила тенденция смещения сценического действия от вербальной формы к церемониалу — невербальному действию, опирающемуся на язык мифа и сновидения. В центре научного интереса — ментальные образы и принципы образования смысла в спектакле на основе ритуала. Внеязыковое (символическое) осмысление ритуала в можно рассмотреть в постдраматических спектаклях Е. Гротовского, Т. Кантора, Э. Някрошюса, А. Васильева, А. Жолдака, Р. Уилсона, Р. Лепажа и других режиссеров. текст

В статье рассматриваются вопросы использования новых медиатехнологий в искусстве сценографии и организации процесса создания спектакля. А также технологии «виртуальных миров», к использованию которых прибегают режиссеры-новаторы, раскрываются и задействуются возможности человека, его психики, воображения, моторики и сенсорики, тем самым достигаются все более показательные успехи в развитии искусства. Анализ актуальности прогресса, который влечет за собой синтез традиционных видов искусства и мультимедиа, процесс интеграции и пользы от внедрения новых технологий в практику современного театрального постановочного процесса. текст
Театр в большинстве случаев сегодня перестал быть искусством для интеллектуальной элиты - он стал изъясняться языком масс, поднимая и переживая сложные проблемы современности. Сегодняшний театр довольно просто завоевал свою зрительскую аудиторию, он стал необходимой частью жизни, во многом под влиянием моды, но такова уж существующая реальность. Создатели современных спектаклей взяли на себя обязанности по решению социальных задач посредством эстетических приемов, на ментальном уровне. текст
В наши дни представление о возможностях сценографии, воплощенных в ивент-индустрии, значительно расширилось: теперь художники и дизайнеры активно используют технические разработки — разнообразные спецэффекты и голограммы, которые ведут к исчезновению традиционной сценографии. текст
Сегодня экспозиции характеризуются сложностью концептуальных решений и разнообразным пластическим выражением, что сближает этот жанр с театральным действием, а построение музейной среды происходит по принципам сценографии. В связи с этим традиционные экспозиционные приемы, основанные на показе совокупности музейных предметов, подобранных по определенной системе, заменяются приемами музеефикации культурных явлений. Для решения этой задачи составляется сценарий, над воплощением которого музейные специалисты работают совместно с театральными режиссерами и сценографами. В результате музейная театрализация поднимается до уровня сложного междисциплинарного явления, проявившегося в предметно-образном контексте. текст
В стать еисследуются функции экранных образов в современном российском театре в поле новых медиа,фиксируются т еизменения,которые происходят в театре в период цифрового поворота. На примере спектаклей таких режиссеров,как Максим Диденко, Даниил Чащин, Андрей Прикотенко, Михаил Патласов, Семён Александровский и др.прослеживается трансформация роли экранов в театре, обусловленная меняющимся контекстом и проблематикой современности. текст