Научные статьи

Предпосылкой изучения ритуала в постдраматическом театральном дискурсе послужила тенденция смещения сценического действия от вербальной формы к церемониалу — невербальному действию, опирающемуся на язык мифа и сновидения. В центре научного интереса — ментальные образы и принципы образования смысла в спектакле на основе ритуала. Внеязыковое (символическое) осмысление ритуала в можно рассмотреть в постдраматических спектаклях Е. Гротовского, Т. Кантора, Э. Някрошюса, А. Васильева, А. Жолдака, Р. Уилсона, Р. Лепажа и других режиссеров. текст
В статье рассматриваются вопросы использования новых медиатехнологий в искусстве сценографии и организации процесса создания спектакля. А также технологии «виртуальных миров», к использованию которых прибегают режиссеры-новаторы, раскрываются и задействуются возможности человека, его психики, воображения, моторики и сенсорики, тем самым достигаются все более показательные успехи в развитии искусства. Анализ актуальности прогресса, который влечет за собой синтез традиционных видов искусства и мультимедиа, процесс интеграции и пользы от внедрения новых технологий в практику современного театрального постановочного процесса. текст
Театр в большинстве случаев сегодня перестал быть искусством для интеллектуальной элиты - он стал изъясняться языком масс, поднимая и переживая сложные проблемы современности. Сегодняшний театр довольно просто завоевал свою зрительскую аудиторию, он стал необходимой частью жизни, во многом под влиянием моды, но такова уж существующая реальность. Создатели современных спектаклей взяли на себя обязанности по решению социальных задач посредством эстетических приемов, на ментальном уровне. текст
В статье рассматривается характерный для 1990—2000-х годов процесс энергичного освоения освобождающихся от промышленных объектов городских территорий, так называемых «промзон», и преобразования их в многофункциональные культурные центры. Комплексное развитие культурной жизни Москвы предполагает реализацию многоцелевых художественных проектов, в их программу органично входят традиционные и экспериментальные спектакли, концертные представления, поиски новых сценических форм, проведение театральных лабораторий, творческих семинаров, встреч и иных мероприятий, способствующих приобщению к искусству новых массивов аудитории.
Статья посвящена новым технологиям в искусстве, а именно опыту и перспективам привлечения современных технологических разработок для развития танцевального искусства. Анализируются мультимедийные практики, позволяющие непротиворечиво объединить традиционную драматургию с новейшими сценографическими приемами, в результате чего создается новая художественная реальность. В качестве примеров рассматривается деятельность Театра русского балета «Talarium et Lux» («Балет и свет») и проект команды Мариинского театра «Вацлав Нижинский “Le Spectre du passé” Les Ballet Russes VR».
В наши дни представление о возможностях сценографии, воплощенных в ивент-индустрии, значительно расширилось: теперь художники и дизайнеры активно используют технические разработки — разнообразные спецэффекты и голограммы, которые ведут к исчезновению традиционной сценографии. текст
Сегодня экспозиции характеризуются сложностью концептуальных решений и разнообразным пластическим выражением, что сближает этот жанр с театральным действием, а построение музейной среды происходит по принципам сценографии. В связи с этим традиционные экспозиционные приемы, основанные на показе совокупности музейных предметов, подобранных по определенной системе, заменяются приемами музеефикации культурных явлений. Для решения этой задачи составляется сценарий, над воплощением которого музейные специалисты работают совместно с театральными режиссерами и сценографами. В результате музейная театрализация поднимается до уровня сложного междисциплинарного явления, проявившегося в предметно-образном контексте. текст
Дискуссия о постдраматическом театре в России в журнале "Театр" не двинулась дальше, ограничившись двумя-тремя выступлениями, так как журнал неожиданно прекратил свое существование, а новому «Театру» пока не до этого. Думается, самое время возобновить эту дискуссию, поставив ее на рельсы живой практики современной сцены. Быть может, в ходе ее мы сможем понять: так все-таки - наличествуют ли, живут ли живой жизнью в практике современной русской сцены элементы постдраматического театра, представляет ли он собой угрозу для традиционной русской сцены и, наконец, в какой позиции по отношению к «очарованному» теорией Лемана Западу находится наш родной театр? текст
В статье исследуются функции экранных образов в современном российском театре в поле новых медиа,фиксируются т еизменения,которые происходят в театре в период цифрового поворота. На примере спектаклей таких режиссеров,как Максим Диденко, Даниил Чащин, Андрей Прикотенко, Михаил Патласов, Семён Александровский и др.прослеживается трансформация роли экранов в театре, обусловленная меняющимся контекстом и проблематикой современности. текст
Статья посвящена методологическим вопросам дизайнерской практики и фокусирует внимание на парадоксальности дизайнерского сознания и возможности сохранения рационального контроля над креативным процессом. Автор представляет разработанную им методологию семиотического дискурсивного моделирования дизайн-продукта как инструмент настройки креативного сознания. Основное внимание уделено особенностям симультанного мышления. текст
Предметом исследования являются процессы, происходящие в аудиовизуальной культуре и обусловленные интенсивным развитием мультимедиа как в технологическом, так и в художественном аспектах. Множество вопросов, связанных с полноценным осмыслением мультимедиа, до сих пор остаются открытыми. В культурном пространстве данный процесс обусловлен как восприятием зрителя, так, с другой стороны, появлением новых форм визуального сообщения, как в содержательном, так и в эстетическом плане.
Современный театр, выходящий за пределы театральных зданий в город, активно представляющий себя в сетевом пространстве, пересматривающий отношения со зрителями и роль зрителя в коммуникации, изучающий острые социокультурные проблемы, требует все новых, более сложных исследовательских оптик. В данном диссертационном исследовании театр анализируется в системе социокультурных условий. текст