Magister`s research project

Darya Kozlova

Тема:
Виртуальный поэзис как экспериментальная визуализация смыслов

Цель:
  • Исследование цифровой природы для развития новой меры сенситивности как способа коммуникации и индивидуализации данных;
  • Осознание цифрового пространства как меры для жизни человека;
  • Проявление характера современности для выявления новых методов визуализации смыслов.
Предмет исследования:
Цифровая природа

Объект исследования: Индивидуальный опыт пользователя
Содержание:
[культурный контекст]
1. Цифровая реальность
1.2. Современная культура визуального и способы восприятия
[дизайн-контекст]
2.Экспериментальные методы визуализации/прочтения

Введение:
Цифровая платформа – актуальная действительность для современного человека. Раскрытие индивидуальности, образование, бизнес, коммуникации и другие сферы жизни обретают возможность развития в контексте цифровой среды. В соответствии с характером времени, социальными условиями и личными потребностями человек устанавливает меру своей вовлеченности в цифровую среду и использует те или иные её инструменты в повседневной жизни.
Современные технологии влияют на восприятие пространства человеком и течение времени. В цифровой среде время замедляется и ускоряется, происходит множество параллельных событий/времён, создаётся прошлое и образуются возможности будущего. Время пользования цифровыми ресурсами создаёт цифровую память пользователя, состоящую из цифровых следов1(digital footprint), что формирует особую форму воспоминаний и новые принципы работы с ними. Пространство в цифровой среде воспринимается также многомерно и нелинейно: физическое расстояние нейтрализуются, цифровые пространства, разные по объёму, накладываются друг на друга, пересекаются, соединяются, взаимодействуя с реальным пространством или полностью отделяясь от него. Пример разработки VR-встреч, проект “InsiteVR”2, объединяет на одной платформе специалистов-архитекторов с разных стран для проектирования 3D-объектов в реальном времени. Пример проекта AR-краудсорсинга Ивана Пузырева3 соединяет виртуальное и реальное пространство, помогая собрать точную статистику общественного мнения для изменения городского дизайна.
Цифровая среда имеет специфическую форму физических измерений: исследование и понимание этих феноменов способствует развитию новых методов дизайн-проектирования. Актуальность исследования цифровой среды также обуславливается современными мировыми обстоятельствами: пандемией и ограничениями офлайн-коммуникаций и передвижений. С введением режима изоляции внедрение цифровых технологий усилилось во многих сферах жизни. В период апрель-май 2020 года в России интернет ресурсами пользовались 95 млн. человек, расходуя на 12% больше времени, чем раньше.3 Увеличение объемов информации и энергии в цифровой среде требует развития культуры индивидуального опыта пользователя. Цифровой прогресс обуславливает необходимость развития сознания пользователя и создаёт условия для роста культуры цифровой среды, экологии цифрового мира. Главной темой данного исследования является вопрос поиска новых форм визуализации смыслов, соответствующих современности. Для раскрытия данной темы я рассмотрю феномен цифровой среды и определю возможные прочтения визуальности нового времени. В первой части исследования, собрав панораму точек зрения о феномене цифрой природы необходимо создать контекст понимания и поле для дальнейших рассуждений. Возможно сами механизмы функционирования цифровой реальности будут сопоставлены с природными механизмами, чтобы определить естественную, самопорождающуюся структуру сети. Ракурс сравнения с природной материи даст возможность извлечь из цифрового пространства креативные ракурсы понимания и подойти к созданию визуального языка для дальнейшего проектирования необычным путем. Я задаю такие вопросы, как: в чём выражается эмоциональность и стихийность цифровой среды? Коллективная память отображается в хранилище гугл картинок? Чем загрязняется цифровой воздух? Куда падает цифровая тень? Также я исследую техническую сторону цифровой среды: типы информации, меры исчисления, способы передачи данных, расположение, точки питания и свойства энергии. Я исследую возможность понимания нахождения цифрового пространства в отсутствии энергии и электричества.
Во второй части исследования чтобы понять специфику современного визуального поэзиса необходимо понять "аффект времени и особый способ его схватывания."4 Стать неотъемлемой частью общности зрителей. Уловить анонимное переживание, переживание целой массы зрителей. Проявить "материализованное время" как способ осознания современности и общее течение смыслов, времени и моды. Метод аналитической реконструкции современных произведений искусства поможет определить схожие тенденции времени, направление стиля и возможно предугадать вектор направления цифровых механизмов в будущем. Для аналитической реконструкции “времени” я возьму некоторые современные произведения с задействованием медиа-ресурсов из разных областей: кинематограф, театр, перформативные практики, аудио-визуальные концерты, экспозиции, также футуристические книги. Реконструкция времени и направление внимания на иную, неформальную сторону цифровой среды проявит “поэтическую речь” цифровых структур. "Вспомните идеи Шкловского. Он говорил о поэтической речи как о речи затрудненной. С одной стороны, есть прозаическая речь, которой мы постоянно говорим, есть бесчисленные автоматизмы восприятия, словом, есть то, чего мы не замечаем. Поэтическая речь, согласно формалистам, вдруг многое делает видимым. То, что прежде казалось невидимым, что хранилось в тайных, наполовину забытых чуланах, снова попадает в поле зрения."5 Операция реконструкции поможет сконструировать образ, предъявляющего материальность и первозданность структуры цифровой среды.
Рассматривая тезисы с позиции вовлечения и отстранения я уделю внимание экспериментальным точкам зрения, сохраняя на протяжении исследования настроение экстраординарности и энергичности.


Литература:

Петровская Е., Теория образа. М: Издательский центр РГУ, 2010. Вирилио П., Машина зрения. Манович Л., Язык новых медиа. Данн Э., Рэби Ф., Спекулятивный дизайн. Питер Ф., Four Futures. Osborne N., Managing Your Digital Footprint: Possible Implications for Teaching and Learning.