Дизайн информационных материалов
для научно-просветительского проекта
«климат. почва. углерод»

ВВЕДЕНИЕ

Я получила от музея почвоведения имени В. В. Докучаева запрос на создание дизайна информационных печатных носителей, сопровождающих научно-просветительскую экспозицию «Климат. Почва. Углерод», которую планируется реализовать к 2024 году: буклета, плаката и сувенирной продукции.

ЗНАЧИМОСТЬ

Выставка освещает проблему углеродного баланса, которой сейчас уделяется особое внимание учёными и экологами. Эта тема нуждается в популяризации и актуализации посредством дизайна. Моя мотивация при работе над проектом состоит в желании внести вклад в экологическую миссию и осведомленность людей. Это повлияло на выбор формата, бумаги, цвета, шрифта и концепции моей работы в целом.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Придерживаясь экологических идей, я спроектировала комплекс информационных материалов, помогающих изучить тематику экспозиции "Климат. Почва. Углерод".

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

При разработке визуальной концепции проекта, основная задача заключалась в том, чтобы найти правильную интонацию, которая подходила бы заданной теме. Проект является комплексным, и в дальнейшем предполагается развитие разных по уровню сложности и степени погружения в проблематику информационных носителей, рассчитанных на разные целевые аудитории (от абитуриентов до представителей сельскохозяйственного сектора). Поэтому визуальная система, разработанная на начальном этапе, должна быть достаточно гибкой и масштабируемой. Исходя из обозначенных условий, были определены ключевые характеристики, которым должен отвечать проект: документальный характер, подчеркивающий достоверность информации; системность и лаконичность (всё внимание на контенте); баланс статистических данных и фотографий природы; оправданность форматов и экологичность печатной продукции.
Общий образ и настроение проекта можно определить словосочетакнием «руководство к действию». Ядро проекта — информационный буклет, рассказывающий о связи между углеродным балансом, почвой и климатом. Несмотря на то, что данные, которые представлены в буклете не вызывают оптимизма, его цель — не описание катастрофы, а описание возможных способов ее предотвращения, ведь понимание проблемы — половина успеха в ее разрешении. Буклет поделён на две смысловые части: (1) проблемы экологии, (2) варианты их решения. Для части, которая освещает негативные аспекты, используется серый цвет и чёрно-белые фотографии, создающие ощущение «документальности», в «созидательной» части преобладает зелёный цвет и цветные фотографии.
Буклет предоставляет читателям понимание того, что проблему можно решить, если быть последовательным, и в то же время предупреждает, что проблема не решится сама собой: её разрешение требует общих усилий. Поэтому к буклету прилагаются дополнительные носители, побуждающие к действию — чек-лист углеродного следа (возможность проверить себя) и упаковка семян растений-сидератов (растений, которые лечат почву).
Для сокращения тиража было предложено создание интерактивной веб-версии буклета, в которой фотографии заменяются на видеохронику, а графики анимируются. Интерактивную версию буклета можно использовать для презентации темы во время лекций для учащихся старших классов. Предполагается, что интерактивная версия буклета будет размещена на сайте музея, а также будет доступна по QR коду. QR код, открывающий доступ к буклету, размещается на информационном плакате, в котором в сокращенном виде представлена информация о связи углерода, почвы и климата.
При разработке проекта, необходимо было придерживаться экологических принципов проектирования (не исользовать лишнего). Поэтому для печатной версии буклета был выбран один из стандартных форматов — 170x260 мм (что позволяет сэкономить бумагу). В текстовом наборе использован экономичный гротескный шрифт Roboto с начертанием Regular. Буклет выполнен в сдержанных тонах с акцентным зелёным цветом, используемым для выделения важной информации, а также для представления данных в графиках и схемах.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА