ДИЗАЙН КНИГИ АРТ-ОБЪЕКТА по роману «Хазарский словарь» Милорада Павича

ВВЕДЕНИЕ

Темой ВКР является разработка дизайна книги-арт объекта по роману «Хазарский словарь» Милорада Павича. Основная цель моего проекта заключается в проведении графического исследования литературных образов романа «Хазарский словарь» Милорада Павича и их визуализации, разработке авторских приемов и решений в жанре авторского печатного издания.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

Концепт авторского печатного издания — графический сонник – книга, визуально истолковывающая сюрреалистические сновидения и истории хазарского словаря. Книга вызывает аллюзии к старым увесистыми книгам Священного Писания, покрывшимся благородной патиной времени. Деревянный футляр, резьба, петли — метафорой внешней конструкции послужили средневековые складни (триптихи). Футляр служит надежным местом для упорядоченного хранения Священных записей. Триптих как разновидность складня с тремя створками подчеркивает трехчастность и триадность, использующуюся в композиции и образной системе произведения.

Внутренняя структура произведения представляет из себя три книги — сборники записей о персонажах и событиях, которые упоминаются по всему роману, но в разных книгах рассказаны историями с разными подробностями. Благодаря такому формату, роман можно читать не обязательно от начала до конца (нумерация в таком случае перестает иметь смысл), но в произвольном порядке, собирая по отдельным статьям словаря свои истории. Поддерживая идею вариативности прочтения романа, я отделила каждую книгу, каждую статью и каждую страницу-разворот физически (в физически отдельные структурные единицы), так, что их можно перетасовывать в любом порядке.

Важнейшим риторическим приемом произведения «Хазарский словарь» является такое построение повествования, где образы переплетаются, «выныривают» в разных статьях, образуя текстовые отсылки и миф определяется как совокупность всех вариантов. В моем проекте для каждой статьи выделен один ключевой образ-знак, который выполняет навигационную функцию в пространстве романа (для удобства навигации он вынесен на титул статьи). В процессе работы, я устанавливала визуальные связи статей друг с другом при помощи встраивания ключевых образов в графические композиции в теле статьи. В итоге во всей книге получилась визуально-семиотическая система, поддерживающая смысловые связи в романе.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Издание представляет из себя авторскую книгу, рассчитанную на выставку или небольшой тираж.

ЗНАЧИМОСТЬ

Как авторское печатное издание книга арт-объект является своеобразным мостом от литературы к визуальному искусству. В наше время существует вопрос конкуренции печатной книги и цифрового пространства. Авторское печатное издание имеет тактильно-интерактивную ипостась, которая не поддается оцифровке. Оно позволяет «потрогать» слово, имеет свой масштаб, вес, объем, запах. Ценность авторского печатного издания для жанра гипертекстовой литературы состоит в том, что эргономика печатного издания позволяет читателю найти различные способы взаимодействия с текстом произведения.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА