Разработка коммуникативной стратегии для продвижения деятельности лаборатории дизайна DESIS SPbU

ВВЕДЕНИЕ

«Разработка коммуникативной стратегии для продвижения деятельности лаборатории дизайна «DESIS SPbU» важна, так как она является наиболее интересной с точки зрения развития современного дизайна, открытия новых направлений в дизайнерской практике и формирования инновационных подходов к дизайн-проектированию. Дизайн-лаборатории в рамках университетов и дизайн-школ формируют среду, в которой постоянно происходят исследовательские и творческие открытия. Освещённость проблемы находится в состоянии развития. В рамках данной темы рассматриваются проблемы дизайн-образования, решением которых в современности часто становятся дизайн-лаборатории, так как их деятельность нередко становится медиаторской, соединяющей деятельность университетов, институтов и колледжей с бизнесом, культурными, государственными и инновационными проектами, выходящими за пределы дизайн-образования.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

Лаборатория дизайна для социальных инноваций «DESIS SPbU», структура которой представляет собой живую систему: гибкую, постоянно изменяющуюся экосистему новых идей, стратегий, концепций, отзывчивую к внешним изменениям в мире и открытую внутренним стратегиям СПбГУ. Система лаборатории – программируемая структура, изменяющаяся с течением времени. Она имеет множество полупрозрачных плоскостей, находящихся в постоянном движении, сквозь них можно увидеть бесконечное множество песчинок, внутренних систем, Алеф – точка, позволяющая заглянуть внутрь системы, или наблюдать мир изнутри системы. Для дизайнера эта точка как замочная скважина, сквозь которую он может наблюдать мир вокруг себя. Метафора Алеф – два направления деятельности лаборатории: международная деятельность, обмен опытом с «DESIS Network», другими партнерами; и внутренняя исследовательская деятельность в СПбГУ, проекты, образовательная деятельность, мастер-классы. Алеф – точка, позволяющая заглянуть внутрь системы лаборатории (взгляд международных партнеров, других факультетов), и обозревать мир изнутри, из пространства лаборатории. Грани структуры фиксируют необходимые для дизайнера установки, подобно сканеру. Дизайнер может находиться как снаружи, так и внутри системы, постоянно задавая новый код для того, чтобы открыть или закрыть необходимую грань, проводить эксперименты с этой конструкцией. Конструкция может быть источником вдохновения, вспомогательной головоломкой, требующей командной работы и способствующей объединению студентов в рамках процесса проектирования новых систем, концепций и стратегий.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Предпроектные исследования независимых лабораторий дизайна, лабораторий дизайна в рамках университетов и дизайна для социальных инноваций и устойчивого развития показали необходимость применения коммуникативных подходов к практике внутри лаборатории «DESIS SPbU» и за ее пределами. Одной из ключевых целей проекта является решение проблемы отсутствия материального представления лаборатории «DESIS SPBU» на кафедре дизайна и в Санкт-Петербургском университете, создание коммуникативного пространства, необходимого для студентов, преподавателей и сотрудников. Проект призван представить лабораторию дизайна для социальных инноваций и устойчивого развития «DESIS SPbU» как часть глобальной ассоциации «DESIS NetworK», объединяющей лаборатории дизайна на базе ВУЗов, и задать возможность связи с внешними партнерами Санкт-Петербургского университета.

ВЫВОДЫ

Исследования в процессе разработки проекта позволили создать гибкую концептуальную модель, которая задает принцип живой системы всей коммуникативной стратегии, способной работать как на продвижение деятельности лаборатории дизайна в пространстве СПбГУ, так и на демонстрацию результатов этой деятельности, обмен опытом с партнерами и ассоциацией «DESIS Network». Логотип лаборатории «DESIS SPbU», созданный на основе концепции айдентики, демонстрирует различные контексты исследовательской, организаторской, образовательной и проектной деятельности лаборатории «DESIS SPbU». Концептуальная основа айдентики позволила спроектировать ключевые образы лаборатории, опирающиеся на историю, теоретическую основу и географическую информацию, факты, связанные с лабораторией и ассоциацией «DESIS Network». Система носителей, опирающаяся на коммуникативную стратегию проекта, является основой для развития образовательной, исследовательской и проектной деятельности лаборатории «DESIS SPbU» в двух направлениях: в пространстве СПбГУ и России, и в международном пространстве. Проект может быть применен в пространстве лаборатории «DESIS SPbU», в образовательном процессе: на лекциях, образовательных мероприятиях, в рамках презентаций и событий в пространстве СПбГУ и на международных конференциях, представлять лабораторию в виртуальном пространстве.

ЗНАЧИМОСТЬ

Разработка коммуникативной стратегии для продвижения деятельности лаборатории дизайна «DESIS SPbU» актуальна и важна как для студентов, так и для профессионального сообщества СПбГУ, а также для международных партнёров. Этот проект может связать деятельность студентов кафедры дизайна с другими факультетами СПбГУ, расширить их возможности, поддержать коллаборации в исследовательских проектах с СПбГУ и с мировой ассоциацией «DESIS Network». Кафедра дизайна СПбГУ на протяжении более чем пяти лет ведёт исследовательскую и проектную деятельность в области социально-ориентированного и устойчивого дизайна. «DESIS SPbU» – единственный представитель России в Ассоциации «DESIS». Деятельность глобальной ассоциации «DESIS Network» сфокусирована на применении методологии дизайн-мышления и методов дизайна к разработке социально-ориентированных продуктов и сервисов. В сфере деятельности ассоциации важнейшим предметом исследований является изучение потенциала дизайна для социальных инноваций и определение роли дизайна в достижении целей устойчивого развития. Цели и задачи лаборатории дизайна «DESIS SPbU» сосредоточены на формировании научно-практической и исследовательской платформы кафедры дизайна СПбГУ, направленной на исследования в области дизайна в рамках СПбГУ, Санкт-Петербурга и России; поддержание международных связей и участие в интернациональных проектах, выставках, конференциях; организация образовательной деятельности, направленной на формирование у студентов актуальных компетенций в дизайне для дальнейшей профессиональной деятельности.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

АВТОРЕФЕРАТ