Разработка комплекса информационных ресурсов для развития латерального мышления

ВВЕДЕНИЕ

Данное исследование поднимает проблему зацикленности современного дизайна и предлагает способы ее решения. Мной были изучены способы поиска новизны и выхода из шаблонного мышления для лучшего понимания принципов их работы и возможности применения их другими дизайнерами. В ходе исследования были определены приемы борьбы с шаблонностью. В данной работе я затрагиваю такое понятие, как латеральное мышление. Это мышление, которое ищет решения нестандартных проблем, нешаблонным и необщепринятым способом. Оно приводит к созданию чего-то нового с помощью комбинирования уже известного, совершая при этом латеральный разрыв. Данный вид мышбления объединяет в себе и логическое, вертикальное мышление и креативное, горизонтальное, что позволяет решать сложные задачи и создавать комплексные дизайн-проекты. Приемы борьбы с повторяемостью – epatage, detox, mindshift, error и request отображены на сайте и в буклетах, разработанных под каждый из разделов. Они предоставляют комплекс информации, изучив и применив которую можно создавать различные проекты с интересной графикой и сценарием взаимодействия.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

“Force Quit“ – в системе компьютера обозначает “принудительное завершение” – его часто используют, когда программа зависает, и нужно перезапустить ее или устройство, чтобы оно не было перегружено и работало лучше и быстрее. В случае с дизайном зависшая программа – это повторяемость приемов, идей, копирование проектов и графики. Данный проект направлен на борьбу с зацикленностью и шаблонностью. Это отражается и в графике проекта. Разрабатываемый комплекс информационных ресурсов позволяет выполнить презагрузку сознания дизайнера для развития и тренировки креативного мышления, необходимого для свежих идей при проектировании.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате исследования разработан комплекс ресурсов для развития латерального мышления

В качестве печатных носителей проекта мной разработаны 5 буклетов для каждого из приемов поиска новизны:
Epatage – вызов и разрушение нормы
Detox – преодоление информационного перенасыщения
Mindshift – смещение точки обзора
Error – ошибка как инструмент, а не помеха
Request – постановка нерешаемых вопросов
Они отражают своей графикой и конструкцией приемы, о которых рассказывают. Также в буклетах содержится информация о каждом способе, исторический контекст, источники и задания для тренировки латеральношо мышления дизайнера, изучающего издания.

Поскольку в современном мире важную роль играют медиа, еще одним носителем является сайт, где представлена информация по каждому из приемов поиска новизны. Сайт сделан таким образом, что можно изучать каждый из приемов в произвольном порядке, поскольку они все равнозначны и самостоятельны.

Также, поскольку информацию очень удобно распространять через социальные сети, мной разработана концепция и оформление закрытого аккаунта-сообщества в Инстаграме, предоставляющего информацию по каждому из приемов, а также визуальный эстетический контент для вдохновения.

В результате данные методологии (Epatage, Detox, Mindshift, Error, Request ) образуют комплексный образовательный ресурс, который может быть реализован как самостоятельная серия воркшопов, так и в рамках образовательной программы университета, как практика, расширяющая традиционное образование, дополняющая его современными приемами.

ЗНАЧИМОСТЬ

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении современных приемов, характерных для различных направлений в нынешнем обществе, в рамках специальности графического дизайна. Исследования в области поиска новых решений могут способствовать более четкому пониманию современных тенденций, направлений и приемов, и могут влиять на дальнейшее развитие языка графического дизайна. Кроме того, данная работа затрагивает тему графического дизайна как исследовательского направления. Все это может быть использовано в дальнейших работах, посвященных проблеме поиска новизны, и способам осуществления этого поиска в искусстве и дизайне.

Практическая значимость заключается в структурированной и при этом нелинейной подаче информации, полезной для развития интересного графического языка и навыков дизайнеров, взгляде на возможности графического дизайна под другим углом.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

АВТОРЕФЕРАТ