О выставке

Выставка выпускных квалификационных работ уровней бакалавриата и магистратуры кафедры дизайна СПбГУ показывает образную составляющую, концепцию, результаты, значимость проектов, а также связанные документы. Каждому проекту посвящена одна веб-страница.

Авторы проектов и страниц: студенты групп 20.Б04-и и 22.М01-и образовательной программы "Графический дизайн" СПбГУ 2024 года выпуска.

Руководитель образовательной программы "Графический дизайн": Позднякова К.Г. designspbu@gmail.com

Руководители проектов: Азарян В.А., Александрова Т.И., Бойко А.Г., Васильева Е.В., Витковская С.В., Золотова М.Л., Лапутенко Ю.В., Лола Г.Н., Никитина А.А., Позднякова К.Г., Сперанская В.С., Старцев К.Г., Траневская Е.С.

Проектирование, составление, редактура выставки: Зырянова А.А.

Факультет искусств
ООП "Графический дизайн"

Разработка концепции исследовательского мультимедийного проекта «Творчество Малевича»

Выставка дипломных проектов

Магистратура

Мария Стенина
st110880@student.spbu.ru
Константин Григорьевич Старцев
konstantin.startsev@spbu.ru
Екатерина Викторовна Васильева
e.v.vasileva@spbu.ru

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованию визуально-графических принципов и тенденций использования мультимедийных проектов в сфере экспонирования и изучения искусства. Исследуются возможности внедрения мультимедиа для усовершенствования восприятия творческого метода художника Малевича.

Музейное пространство предполагает размещение объектов искусства по эпохам и стилям, подобное разделение делает невозможным комплексное восприятие искусства, исследуя которое можно выявить неожиданные взаимосвязи, понять некоторые теоретические аспекты, которые в увчестве визуальных образов в медиа среде, способны открыть новые возможности восприятия и понимания. Анимация имеет огромный потенциал для улучшения восприятия и изучения искусства. Она позволяет визуализировать различные темы и концепции из области искусства.

Более того, подобный подход к исследованию отсылает к экспозиции в понимании самого Малевича, который будучи временным директором Государственного музея художественной культуры (1921–1923 гг.) (позже ГИНХУК), считал, что она должна напоминать живую исследовательскую и творческую лабораторию по изучению художественной культуры. Малевич считал важным размещать рядом с произведением различные дополнительные источники, предлагающие зрителю методы осмысления искусства.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

В данном проекте рассматриваются истоки формирования стиля Малевича, воплотившегося в серии произведений его «крестьянского цикла». Было проведено исследование взаимосвязи творчества художника с древнерусской иконописью. Изучение "крестьянского цикла" Казимира Малевича с помощью анимации позволяет наглядно продемонстрировать ключевые этапы и особенности эволюции русского искусства от иконописи до авангарда.

Основополагающей идеей данного проекта стала попытка представить результаты проведенного исследования в новом медиа формате. Помимо возможности наглядно продемонстрировать, каким образом искусство древнерусского периода влияло на развитие авангардного искусства в XX веке, данный проект дает возможность комплексного восприятия искусства разных эпох, в первую очередь, искусство художника-авангардиста Казимира Малевича, чье творчество можно понять только через восприятие его творческого метода, его истоков и контекста формирования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В проекте были использованы современные технологии анимации для визуализации связи между древнерусскими и авангардными художественными течениями. Создан проект, в котором средствами анимации через визуальные образы, можно увидеть и воспринять связь между культурными течениями разных эпох и узнать, как они влияли друг на друга. В состав проекта вошли: мультимедийный ролик, печатное издание.

Данный проект является исследованием творческого пути художника, выраженным средствами анимации, также он предлагает актуальное средство расширения возможностей коммуникации зрителя с искусством. Проект может быть рассмотрен как медиагид, предлагающий метод восприятия через визуальные образы, что становится актуальным методом формирования зрительского восприятия.

ЗНАЧИМОСТЬ

Исследовательские разработки, реализованные в рамках данного проекта, предполагают возможность применения в последующих исследованиях использования медиатехнологий в исследовательской или экспозиционной среде. Практические новации данной работы могут быть внедрены в пространство музея, выявленный подход может быть использован при подготовке выставочных проектов в музеях и галереях. Таким образом, данное исследование может считаться актуальным для изучения возможностей подачи теоретического материала в медиа среде.

Практические новации данной работы могут быть внедрены как непосредственно в музейное пространство, так и в интернет среду, для решения рекламных и образовательных целей. Выявленный подход может быть использован при подготовке выставочных проектов в музеях.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
АВТОРЕФЕРАТ