ДИЗАЙН МИКРОТИРАЖНОГО АВТОРСКОГО ИЗДАНИЯ
визуальное исследование женского образа в ирландской нарративной традиции

ВВЕДЕНИЕ

Ограждаю я себя ныне всей этой силой
против заклинаний кузнецов и друидов и женщин
против любого знания, которое может повредить
телу и душе человека.

св. Патрик   


Основная цель моего проекта заключается в проведении графического исследования женских образов в ирландской нарративной традиции и дальнейшей разработке авторского печатного издания на материале результатов исследования.

Основная целевая аудитория моего проекта - люди, которых интересует культура и эпос Древней Ирландии. В России существует довольно обширное сообщество любителей ирландской культуры, проводятся кинопоказы, реконструкции и фестивали, например, ежегодный фестивадь Irish week. Однако, в отличие от скандинавских саг и греческих мифов, снискавших популярность и часто встречающихся в российских книжных магазинах в виде обычных и подарочных изданий, их ирландские аналоги встретить гораздо сложнее. Анализируя наличие в продаже существующих изданий, можно заключить, что спрос превышает предложение. Таким образом, настоящая работа призвана ответить на запрос аудитории на подарочные и сувенирные издания по теме ирландской мифологии.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

Для визуального анализа и разработки печатного издания я выбрала тему женского образа в ирландской нарративной традиции, потому что специфически кельтское отношение к женщине не является лишь фактом нарративной традиции в Древней Ирландии, но существует как элемент этнического менталитета, актуальный и в наше время.

Кельтолог Т. А. Михайлова пишет про «...некое совершенно особое отношение к женщине в раннеирландской литературе, причём даже не столько - к женщине, сколько к существу, называемому трудно переводимым термином banscal - «женский образ - женский призрак». Собственно говоря, так обычно называют в сагах практически любое существо, внешне выглядящее как женщина. Иногда - она женщиной и оказывается, но чаще - это некое существо, стоящее как бы на границе между мирами. Это, в общем-то, уже не богиня, но назвать ее простой земной женщиной тоже трудно. Мы называем такую женщину лиминальной фигурой, женщиной, которая стоит между двумя мирами и находится одновременно и там, и здесь, причём ужас состоит в том, что никогда нельзя быть уверенным в том, какой своей стороной она сейчас повернулась и, более того, - кто это вообще».

Таким образом, в представлении кельтов о женщине от неё всегда можно ждать обмана, от неё всегда исходит некая таинственная опасность, потому что никогда нельзя точно сказать, реальная это женщина или нет.

Именно это пограничное состояние и двойственность образов я бы хотела передать посредством графики, типографики и конструкции книги.

Основой векторной иллюстрации послужили эскизы в технике аппликации. Силуэт, вырезанный из бумаги, помог найти фигуративное решение образа. Так, женские образы представляют собой декоративные знаки, некое пространство с разным содержанием. Внутри силуэт решается с помощью деталей, линейной графики, орнамента. Каждый образ-знак было важно сделать плстически характерным и имеющим лаконичное колористичнское решение, привязанное к образу.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результатом моего визуального исследования является печатное издание, которое может быть выпущено малыми тиражами или быть представлено как арт-объект на локальных и международных выставках, а также мерч, призванный способствовать продвижению книги.

ЗНАЧИМОСТЬ

Основная значимость проекта заключается в результатах экспериментальной работы в области дизайн-графики.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА