Разработка дизайн-проекта о связи биологического и цифрового мира
ВВЕДЕНИЕ
RELATA, прежде всего, — концептуальный дизайн-проект, состоящий из 2 частей: авторского печатанного издания и интерактивного сайта.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА
В своем проекте я хочу проследить связь естественного и цифрового мира. Последний происходит
из законов первого, и зачастую направлен на его изучение или же воспроизведение. Цифровой мир не просто вдохновляется природой, но и берет свое начало из них: нейробиология и биохимия уже давно являются основой современных технологий. Я хочу выявить и визуализировать связи, протянувшиеся между двумя, казалось бы, диаметрально противоположными мирами, и эстетизировать формы, найденные на этом пути. Объектом демонстрирующим особенности по ту и эту сторону экрана для меня становится дерево. Находясь в определнных условиях, оно может регулировать скорость и траекторию своего роста, степень погружения корневой системы в почву, видоизменять свою форму и даже помогать другим видам.
Наблюдению за ними посвящена первая часть книги, состоящая из авторских аналоговых фотографий.
В основе второй части лежит статья о системах Линдермана или L-системах, которые описывают способ формообразования деревьев и других растительных структур. Фотографии сопоставляются с цифровыми моделями деревьев, созданными в программме SpeedTree, в основе которой лежит формальная грамматика L-систем. Таким образом, книга представляет соотношение естественного и цифрового мира. Название проекта – Relata — «соотносящиеся» – это «объекты или сущности, само существование которых основано на их связях с другими подобными объектами или сущностмяи в рамках объединяющей их системы отношений» (Э. Кон). Также, Relata Refero – от латинского «рассказываю рассказаное».
Концепция проекта основывается на трех междисциплинарных понятиях: эмерджентность (биология), самость (психология) и гипоэстетическое (искусствоведение). Эмерджентность (англ. Emergent — возникающий, неожиданно появляющийся) — появление у системы свойств, не присущих её элементам в отдельности , то есть выявление новых свойств в единстве множества. Самость (нем. Selbst — сам, собственная личность) — архетип, являющийся глубинным центром и выражением психологической целостности отдельного индивида. Гипоэстетическое — новая форма эстетического, полученная экспериментальным путем, ошибка, образовавшая новую ценную единицу эстетического. Объединив эти понятия, существующие на стыке трёх дисциплин, проект транслирует ценность точного знания и эстетику природных форм.
Это визуальное исследование ставит зрителя перед вопросом о возможности синтеза природного и искусственного мира, о связи природных и цифровых систем, о подлинности цифровой реальности, непредсказуемости физической, о возможности существования не антропоцентричного мира и о справедливости дуалистического деления мира на живое и неживое. Моя мотивация состоит в том, чтобы развить понимание о возникновении биологических форм. Черпая вдохновение у природы, но при этом, признавая потенциал естественного развития за пределами уже сформированного физического мира, я предлагаю каждому ответить на эти вопросы самостоятельно, путем погружения в иммерсивное пространство, где два мира являются не равными, но равнозначными, и образует одно целое.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом данного проекта является визуальное исследование, раскрытое на страницах широкоформатного авторского печатного издания и интекративный сайт, а также серия ручных оттисков и арт-объект.